Хеджирующие сделки - 2022
Минфин и Центробанк опять планируют издать рекомендации для развития культуры хеджирования в России, и оценить возможности привлечения на рынок ПФИ корпоративных и институциональных клиентов, государственных структур. Пока в высоких кабинетах идет обсуждение о судьбах, стратегиях и трендах, я хочу поделиться несколькими свежими живыми историями.
Но сначала необходимые пояснения.
Ну, во-первых, цель хеджирования заключается в защите («возведении барьеров») от неблагоприятных внешних условий и связанных с ними рисков. Например, российская компания добывает некое полезное ископаемое, поставляет его на экспорт. Рыночные цены на этот товар волатильны (т.е. скачут то вверх, то вниз). Компания страстно желает иметь стабильный денежный поток выручки от продаж.
Во-вторых, захеджировать риск возможно различными способами (инструментами), в том числе деривативами (ПФИ: форвардами, опционами, свопами и пр.).
Третье. Хорошо, есть те, кто хочет купить «купить страховку от риска» - хеджеры. Но кто же продаст им такую страховку? Кто же захочет принять на себя эти риски? – Спекулянты, как правило, это банки. Они готовы принять на себя такие риски, при этом они это делают не безвозмездно, а стараются заработать (и не подставиться).
Хеджирование: как это работает?
Можно захеджировать риски через форвард. В январе Компания заключает с Банком договор, по которому в октябре Компания «продает» Банку 10 000 тонн ископаемого по фиксированной цене (допустим, 150 евро/т.), а «покупает» те же 10 000 тонн по рыночной цене. Это расчетный форвард: никакой передачи товара не происходит, рассчитывается разница в ценах, и производиться платеж. Если рыночная цена 200 евро/т, то платит Компания (200-150) * 10 000, если цена – 70 евро/т, то платит Банк (150-70)* 10 000. В любом случае, Компания получит желаемый объем выручки 150 *10 000: в случае цены 200 – превышение Компания перечислит Банку, а в случае цены 70 – Компания получит дефицит от Банка.
Можно захеджировать риски через опцион. В январе Компания заключает с Банком опционный договор, по которому в октябре у Компании есть «право продать Банку 10 000 тонн ископаемого по фиксированной цене (150 евро/т.)», а у Банка обязанность «купить» на этих условиях. Если рыночная цена 200 евро/т, то Банк ничего не платит Компании, если цена – 70 евро/т, то Банк переводит Компании (150-70)* 10 000. Очевидно, что такое право не может быть предоставлено просто так (бесплатно). Компания должна будет заплатить Банку опционную премию. Размер премии зависит от вероятности выплат Банка: чем выше вероятность – тем выше премия. Поэтому размер премии может быть весьма значительным.
Важно учитывать, что:
1) Компании-хеджеры заключают не один, а серию хеджирующих сделок. Например, расчетные форварды с ежемесячными платежами.
2) Рыночный индикатор, к которому привязаны расчеты, как правило, рассчитываются на больших статистических данных иностранными агентствами в отношении товаров с конкретными характеристиками и поставками в определенные регионы, порты, склады и пр.
3) Хеджирующие сделки заключаются на основании стандартной документации, которую разработали финансовые организации. Стряхнуть (отказаться, избавиться) от этой сделки бесплатно не получиться.
4) Хеджирование НЕ гарантирует определенную выручку, а уж тем более доход. Хеджирующие сделки НЕ связаны с реальными сделками по продаже/ покупке определенного товара (нефти, газа, угля, золота, металлов и пр).
На практике же хеджирование часто оборачивается для хеджера не страховкой («спасательным кругом»), а дополнительными обязательствами («чугунным кругом, привязанным к ногам тонущего»).
Далее посмотрим несколько историй, когда компании-хеджеры оказалась в таких «ловушках».
#деривативы, #ПФИ, #производные_финансовые_инструменты, #внебиржевые_деривативы, #хеджирование, #профессиональные_участники_рынка_ценных_бумаг, #договорная_диспропорция.